Что значит — помнить о павших?

Печать

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В каждом повествовании о жизни и подвигах защитников нашей Родины неизменно звучат и обещания, и настойчивые призывы помнить, никогда не забывать о тех, кто принёс выстраданную победу. Эта настойчивость как будто оправданна, но вот результативна ли? Как проверить — помним ли мы? Если по словам — то безусловно, если по делам — то сомнительно. И тут, пожалуй, нужно прежде всего определиться с тем, что мы подразумеваем под самим словом помнить. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова объясняет: «Помнить — сохранять, удерживать в памяти, не забывать. Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта». То есть, запоминая, мы закладываем в кладовые своего мозга определённую информацию, которую можем извлечь при необходимости.

Однако, я уверена: ставить в один ряд память о прошлогоднем отпуске, вчерашнем завтраке и память о павших и выживших в той Великой войне мы не имеем морального права. На мой взгляд, помнить — это значит быть достойными их подвига. Подвигом я считаю готовность, осознанную готовность миллионов советских людей пожертвовать собой во имя победы. Советские солдаты не являлись бездумной толпой, страхом сбитой в воинские подразделения. Советские солдаты были частью единого советского народа, сделавшего свой осознанный выбор. Сделать выбор — эта задача во все времена стоит перед каждым человеком. И что выбрать — там, где честнее, или там, где сытнее и теплее, — каждый решает сам. Наши деды и прадеды выбирали честь и поэтому всеми правдами и неправдами уходили на войну. «Кто, если не мы?» — думали деревенские мужики, оставлявшие свою землю без хозяина. «Кто, если не мы?» — думали рабочие, чья «бронь» нужного на заводе специалиста освобождала их от службы в армии. Но они находили подростков, которые зачастую могли дотянуться до станка, лишь стоя на ящике, обучали их мастерству, оставляли вместо себя, а сами всё-таки уходили на фронт. «Кто, если не мы?» — думали безусые мальчишки, приписывая в документах год-два к своему возрасту, лишь бы попасть на войну. «Кто, если не мы?» — думали молоденькие девушки, становившиеся санитарками, снайперами, зенитчицами, прачками. 

Те героические времена столь далеки от нас, что возникает соблазн дать простор не только историческим фактам, но и своему воображению. Чтобы избежать этого соблазна, предоставим слово непосредственному участнику событий, поэту-фронтовику А.Т. Твардовскому. Для Александра Трифоновича война началась в 1939 году. Сначала в качестве военного корреспондента он участвовал в походе наших войск в Западную Белоруссию. Затем оказался на советско-финской войне. А в 1941 году уже 30 июня прибыл на Юго-Западный фронт, с которым прошёл до Победы. Твардовский не просто прошёл дорогами войны. Он пропустил её через своё сердце, он заглянул в душу простого солдата и от имени этого безымянного солдата-героя, павшего за родину, обратился к живым в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном в 1945 году.

Не слукавили

Мы в суровой борьбе, 

Всё отдав, не оставили

Ничего при себе.

Всё на вас перечислено

Навсегда, не на срок.

И живым не в упрёк

Этот голос наш мыслимый.

  ………………………………

Я вам жить завещаю, —

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни 

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

Горевать — горделиво, 

Не клонясь головой, 

Ликовать — не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято, 

Братья, счастье своё –

В память воина-брата, 

Что погиб за неё.

Это обращение-завещание адресовано и нам с вами. Оправдываем ли мы надежды, возложенные на нас семьдесят лет назад?

Спустя три года, в 1948 году, А.Т. Твардовский напишет стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Здесь он попытается определить природу памяти и придёт к выводу, что память — это проявление родства, обоюдной связи между ушедшими из жизни и живыми.

Но вновь и вновь 

появится листва,

И наши дети вырастут, и внуки,

А гром пальбы 

в любые торжества

Напомнит нам 

о той большой разлуке.

И не затем, что уговор храним,

Что память полагается такая,

И не затем, 

нет, не затем одним,

Что ветры войн 

шумят, не утихая,

 И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, 

что стали горсткой пыли.

Нет, даже если б 

жертвы той войны

Последними на этом 

свете были,—

Смогли б ли мы, 

оставив их вдали, 

Прожить без них в своём отдельном счастье,

Глазами их не видеть их земли,

И слухом их 

не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя 

по выпавшей тропе,

В конце концов, 

у смертного порога,

В себе самих не угадать себе

Их одобренья или их упрёка?

Что ж, мы — трава? 

Что ж, и они — трава?

Нет, не избыть нам 

связи обоюдной.

Не мёртвых власть, 

а власть того родства,

Что даже смерти 

стало неподсудно.

Те из читателей, кто «родом из СССР», возможно, помнят признание поэта-трибуна революции В.В. Маяковского «Я себя под Лениным чищу». А, может быть, стоит и нам «почистить себя» перед памятью павших? Представить себя рядом со своим погибшим или умершим прадедом и попытаться понять, не стыдно ли смотреть ему в глаза. И если мы начнём искать оправдание своему выбору, своим словам и поступкам, значит, мы ошиблись, и что-то в своей жизни нужно менять. Это не страшно, ведь любую ошибку можно исправить. Советский писатель Чингиз Айтматов сказал: «Никто из людей не застрахован от неправильного, ложного шага. Но чтобы один ложный шаг не повлёк за собой другого, люди должны уметь сожалеть о содеянном, уметь раскаиваться. Никому, кроме человека, не дано раскаиваться. Раскаяние — это вечная и неизбывная забота человеческого духа о самом себе». 

Пешкова Д.В., учительница русского языка и литературы средней школы с. Пешково