СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Мать-одиночка

Тысячи лет назад — еще в Древнем Египте одинокие женщины считались самой уязвимой частью общества. «Если ты увидел на поле одинокую работающую женщину, — предостерегали соотечественников египтяне, — не вздумай насмехаться над ней. Может быть это вдова». В наше время категорию наименее защищенных граждан пополнили мамы-одиночки. Их очень много – пять миллионов. Сюда же можно было бы включить и значительное число разведенок, которые по букве закона матерями-одиночками не считаются, а на самом деле…
Всем этим мамам приходится предпринимать поистине героические усилия, проявлять терпение, выносливость, чтобы вырастить детей. Мнение о том, насколько трудно им приходится, читатель может составить, ознакомившись с интервью, данном нашей газете Кариной М.

— Ты была замужем или относишься к тем, кто предпочитает обходиться без брака?
— Я была замужем в слишком молодом возрасте. И ничего не получилось. Тогда я собиралась делать карьеру, и мне было на это плевать.
— Но ребенка ты завела, будучи одна, осознанно. Ты чувствовала себя психологически зрелой, материально обеспеченной для такого шага?
— Во-первых, я не отношусь к чайлдфри (субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным желанием не иметь детей – З.С.) и вообще этого не понимаю.
На одиноких женщин смотрю с глубоким сочувствием. Нет, материальной обеспеченности у меня уже в то время не было нормальной. Было большое желание. А когда у тебя есть большое желание, ты не задумываешься над последствиями его исполнения.
У меня были романы, которые могли чем-то закончиться. Но очень часто бывает так: ты любишь – тебя не любят, или тебя любят, а ты на этого человека смотреть не можешь. И замуж предлагали, и угрожали, что покончат жизнь самоубийством. Но для меня в лучшем случае это была страсть. Это не то. Страсть проходит, а должны быть какие-то точки соприкосновения.
Поэтому уже сейчас считаю, что брак по расчету, по здоровому расчету, когда взвешиваешь все «за» и «против», хорошо относишься к человеку, возможен. А в молодом возрасте этого не просчитываешь. Потому, когда очередные отношения закончились ребенком, это было как подарок свыше, хотя в Бога не верю.
Потом у меня в сорок лет долго был отношения. И было предложение родить ребенка. Когда мужчина такое предлагает, это многое значит. Доказательство определенных чувств. Заманчиво, но я прекрасно понимала, что этот человек не создан для брака.
Ты его любишь, он нравится, но несмотря на романтическую пелену, понимаешь, что и второй ребенок будет только на мне. И материальная сторона перевесила — это невозможно, не потяну.
— За всю историю материнства тебе кто-нибудь помогал материально? Была поддержка?
— Конечно, нет. В патриархальной семье, где три поколения под одной крышей, прожить легче, чем совершенно одному человеку.
Родителей уже не было в живых. Но… когда я ходила в школу к ребенку, видела много разведенных женщин. Сидишь на собрании, а вокруг одни мамы. Не вижу различия между разведенной мамой и мамой-одиночкой. Разводятся не от хорошей жизни. Дети часто просто знают, что у них был папа, который не платит даже алименты. Иногда развод приносит женщине и детям травму большую, чем моя ситуация, когда я воспитываю одна и у меня нет претензий к другому человеку.
Но претензии к государству, где только декларируется, что «дети наше всё», у меня есть. Уж не помню, сколько «детских» мне платили, но их хватало на застежку от сандалии. Даже пару обуви не купишь. Что это такое? У нас забота о детях и о матерях с детьми – забота в кавычках. И эти названия бюрократические…
Если раньше была «пенсия по возрасту», сейчас «пенсия по старости». Посмотрите на «старых» пенсионеров, особенно на женщин в возрасте 55 лет, – ну, знаете, это до старости далеко.
И вот это название – «мать-одиночка». Может, я к словам цепляюсь, но это настолько унизительно и оскорбительно. Канцелярский язык – он не блещет фантазией. Подруга из Германии сказала мне очень длинное слово на немецком – аналог «матери-одиночки», оно переводится как «в одиночку воспитывающая».
Как государство заботится о нас? – Разве что не могут сократить на работе. Но меня, кстати, сокращали. Я тогда была уже на другой работе и не стала поднимать скандал, устраивать разбирательства. В другой раз – ребенок был уже старше 14 лет, но ещё учился, был иждивенцем – сократили, не выплатив сполна деньги.
И ничего не докажешь: я начальник, ты дурак. Тогда в соцсети у себя на стене в ответ на «Как дела?» я написала: «Хреново». Хотя в соцсеть я не выплескиваю всю правду – не хочется вываливать свои проблемы на незнакомых людей. И один работающий пенсионер из США неожиданно спросил: «Что, совсем хреново?» И предложил: «Давай, я тебе помогу». Меня как по голове шибануло. Включилась щепетильность. А он: «Ну ты подумай». Я подумала – долго, наверное, неделю. Потом ему написала, дала адрес, сразу сказала – не знаю, смогу ли вернуть. «Зачем, — говорит, — это мое желание». И прислал 150 долларов. Примерно столько, сколько мне не выплатили на работе. Я ему очень благодарна. Это было шокирующе – помог совершенно незнакомый человек. Наверное, он неглуп, если по профилю в соцсети смог сделать вывод, что это не мошенница жалуется на жизнь.
— Из работодателей, обычных людей кто-нибудь хоть раз отнесся к тебе со снисхождением и пониманием?
— Для этого надо как-то свою ситуацию выпячивать, делать из себя несчастную. Мне было стыдно так поступать.
— Как ты считаешь, правдиво ли утверждение, что для воспитания мальчика нужен отец?
— Думаю, что да. Но отец нужен не тот, что вечером приходит домой и смотрит телевизор, а жена его встречает в фартучке и подносит ужин, а реальный мужик, который научит – и как гвоздь вбить, и как разобраться со своими недругами на улице. И вот моя любимая фраза: курящая мать никогда не станет отцом.
Если такого отца нет, мне кажется, женщина должна найти того, кто будет выполнять его роль. У нас это был двоюродный брат. И среди друзей у меня много мужчин. Очень часто мы ходили в гости к замужней подруге. Они брали моего сына в путешествия – в горы, в Питер. Брат разбирался с обидчиками. А пока ребенок был маленький, я и сама разбиралась. Все знали, что маму трогать нельзя: порвет как тузик грелку.
— Сын интересовался — кто его папа и где он?
— Он у меня спрашивал лет в 5 или в 6. Я всегда с ним говорила как со взрослым, без уси-пуси, но так, чтоб ребенок понял. У него как раз были проблемы с другом.
И я ему сказала: «Вы с Мишей дружили и раздружились. У взрослых гораздо больше причин не быть вместе».
Его это удовлетворило.
— Ты часто испытывала финансовые трудности? Как с ними справлялась?
— Постоянно. Когда нет работы – нет денег. В хорошие времена быстро привыкаешь к хорошему питанию, а когда нет ничего в холодильнике, как-то сложно объяснить, что и негде взять. Но я умею готовить. Зимой холодец сделать запросто, хотя дети такое не едят. Рыба раньше была дешевая. Делала рыбные котлеты – ребенок, наверное, на всю жизнь их наелся, сейчас на рыбу не смотрит. А она стоит, как крыло самолета. Делала блины, пирожки – чтобы было много и чтобы не просил.
Вся одежда была из секонд-хенда. Я ходила туда, как на дежурство. Попадались с этикетками вещи, новые, хорошие.
— А как обстояли дела со школой? Там ведь постоянно собирают деньги.
— Меня это тоже напрягало. Когда только собирались вводить форму, ограничились для мальчиков брюками – штаны из «натурального» полиэстера аж за 1 000 рублей (это было давно).
И сославшись на закон об образовании, я сказала – если вы требуете форму, пусть учебное учреждение мне компенсирует её приобретение.
Или был случай, когда перешли из младшей школы в старшую. В начальной школе подарки дарили только классному руководителю и директору. В старших классах родительский комитет спросил – как быть, теперь же у нас много учителей. А классный руководитель: «Я дам вам список всех». Как сейчас помню эту цифру – надо было сдать 3 000 рублей в год на подарки. Это был 2011 год!
Ни фига себе! Я не сдавала.
Понимаешь, когда я работаю, мне за мою работу никто подарки не дарит, а я очень хорошо исполняла свои трудовые обязанности. На пять с плюсом. У меня грамоты, у меня премии.
В другой школе тех детей, которые не сдавали на подарки, некоторые учителя третировали, не ставили отметки выше тройки.
Как-то классная написала уже в дневнике, чтобы сдали на что-то деньги. И тогда я ей позвонила: «Давайте вы не будете писать не по адресу. Мне очень неприятно признаваться в своей материальной необеспеченности».
— А на мероприятия какие-то сдавала?
— Если стоящие – то да. Они в аквапарк ездили, на экскурсию. На выпускной напряглась – сдала. Дни рождения мы всегда устраивали. Ребенок за месяц начинал напоминать – вот у меня День рождения. В детстве хотел, чтобы дни рождения были каждый месяц. Я ему сказала – так у тебя возраст каждый месяц будет увеличиваться, и ты быстро постареешь.
В отпуске на море мы были один раз – когда ребенку было семь лет.
— Он с пониманием относился к материальным трудностям?
— Ребенок на то и ребенок, чтоб не понимать откуда они. Не всякий взрослый поймёт. Бывало, постоянно спрашивал: «А есть что-нибудь вкусное?» Или: «А что, к чаю ничего нет?» Говоришь: «Нет». – «А как это — нет?» На следующий день опять тот же самый вопрос. Я очень долго пыталась донести, что родители не волшебники, но дети верят в их всесилие. Вечером: «Дай денег на погулять». – «Нету денег». А на следующий день опять тот же самый вопрос. Откуда они взялись со вчерашнего дня?
Моя подруга – профессиональный психолог – часто дает мне бесплатные консультации, причем не рецепты, как решить проблему, а ставит вопрос так, чтобы я сама нашла на него ответ. И она рассказала историю, как мама в подобной ситуации пошла на провокацию. Я поступила так же.
После очередных расспросов просто подала на обед пустые макароны. Это было шоу, когда ребенок увидел на сковородке просто макароны. Такой крик!
Но вообще он относится с пониманием. Я очень рада, что он не боится работать, не боится тяжелого труда. Работать начал в 13 лет. В 14-15 уже ездил на поля. Собирал картошку. Вставал в три ночи (бывало, даже не ложился, чтобы не проспать), ехал и где-то до 11 они работали. Платили для подростков много – около тысячи. Однажды помимо оплаты приволок мешок картошки. В другой раз в самый жаркий день лета – официально 42 градуса – собирал лук.
Весь им пропах! Перед реконструкцией бульвара работал на раскопках. Земляные работы – самые тяжелые! Им хорошо заплатили – он купил себе одежду (одежду себе покупает очень давно за свои деньги), но зарплату спустил за два дня.
— Какой, по-твоему, должна быть помощь государства?
— Я информированный в законах человек. Вот эти материальная, адресная социальная помощь, детские пособия – разрабатывались еще в 90-е что ли года. С тех пор этот принцип не изменился.
Что такое прожиточный минимум? – Не те деньги, на которые можно прожить. Это тот параметр, от которого «танцуют» все другие пособия. До недавнего времени сын ухаживал за пенсионеркой старше 80 лет. Помогал что-то вынести, принести, хлеба купить.
Он у меня добрый, отзывчивый, хороший, старушка его очень любила. За это платили 1200 рублей. 40 рублей в день. Это как – реальная помощь? Пример другой материальной помощи. Сын учится в колледже. Иждивенцу, если он студент очной формы обучения, платят 2000 рублей с копейками в месяц. Что это? Раньше проезд на Западный в Ростове стоил 95 рублей, сейчас 110. В день надо давать 300-350 рублей. Я называю это транспортным налогом. Где брать деньги – неизвестно. Слава Богу, четвертый курс. Сейчас деньги не стоят ничего. Плату за проезд повысили, а зарплаты уже сколько лет не повышали? У меня подруга – директор предприятия, у нее 10 лет одна и та же зарплата.
— Почему, на твой взгляд, так велико число мам-одиночек, 5 млн. из 17 млн. семей, и почему их число выросло за последние десятилетия в три раза?
— Во-первых, женщина сейчас может обойтись без мужа – если работает, если самодостаточная. Может и ездить куда угодно, и няню нанимать (если обеспеченная), и при этом у неё нет второго – великовозрастного — ребенка. Но тут фишка ещё в чём – и брак трансформируется... Многие поздно женятся. У меня была четкая установка (бабушка говорила): «Закончишь университет – тогда думай». Ну, я подумала – и неудачно. А сейчас семью создают в 27, 28, 30. Люди уже работают, зарабатывают, живут очень долго вместе и тогда только решают официально оформить свои отношения. Причем предупреждая родителей: «О внуках не заикайтесь».
Потому что тяжело. Дети сейчас обходятся очень дорого, и на этом не будешь экономить.
— То есть, выросло и число бездетных?
— Ну да. Или они откладывают это на потом. У меня знакомая в ноябре родит. А у них квартира, взятая в ипотеку. Однушка.
Если в такой с одним ребенком еще смогут прожить, то про второго не знаю. Увеличить жилплощадь очень проблематично. Это финансовый груз на 15-20 лет.
И таких семей много. А само государство не озабочено сохранением института семьи.
— Как ты считаешь, есть категория людей более уязвимая, чем мать-одиночка?
— Я думаю, она самая уязвимая. Мы когда с ребенком это обсуждали, он рассказал о семье своего друга. И я сказала: «Не надо равнять, там есть кому работать кроме мамы». Но и семьям с детьми приходится трудно.
Недавно была в «Магните», там кассирша в разговоре упомянула про пятерых детей. «Это у вас пятеро детей?» — спрашиваю. Она: «Да». «И вы работаете на кассе в «Магните»? – «Да». – «И что, вас кто-то заставляет?» — «Конечно, государство. Если я не буду работать, не будет никаких пособий». Когда претендуешь на пособие, нужна справка о доходах.
— Ты бы хотела, чтобы у твоего сына была полная семья?
— У него так и будет. Дети из неполных семей мечтают, чтобы у них все было хорошо. Да будет у него все хорошо!

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.