СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Вспомним всех поимённо. Герои Советского Союза. Нина Андреевна Онилова

Сто лет назад – 10 апреля 1921 г. - родилась Нина Андреевна Онилова, герой Великой Отечественной войны, командир пулеметного расчета 54-го стрелкового полка 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии Крымского фронта.
Нина появилась на свет в семье простого украинского крестьянина в селе Новониколаевка Тираспольского уезда Одесской губернии. Рано осиротела и воспитывалась в детском доме. Закончила вечернюю школу в Одессе и курсы профессионального обучения для трудовой молодежи. Работала швеей на Одесской трикотажной фабрике. Училась в стрелковом кружке ОСОАВИАХИМа, как большинство советских комсомольцев. Только оружие выбрала необычное для девушки. Заявила:
— Хочу стрелять из пулемета, а не из винтовки!
— Да ну? — усмехнулся в усы военрук. — А знаешь ли ты, дорогая моя, что пулеметчики — они как кони ломовые? При пешем переходе свой «максим» на своем же горбу несут! А это — полтора пуда сам пулемет да еще пуд — станок к нему...
— А... я смогу! И потом, как же Анка-пулеметчица в кино про Чапаева? Она ведь тоже девчонка...
И военрук сдался. В компании десятерых парней, на стареньком «максиме» осваивающих премудрости ухода за настоящим боевым оружием, появилась первая девушка — Нина Онилова.
Летом 41-го года комсомолка Онилова подала заявление в действующую армию. С августа 1941 — на фронте. Старшиной пулеметного расчета...
Воевать Нине довелось в родных местах: осенью сорок первого она вместе со своим расчётом под Одессой положила в крымскую землю почти роту врагов!
Первый бой Нины Ониловой был ночным. Вот как писал об этой битве фронтовой корреспондент Александр Хамадан: «Послышался стрекот автоматов наступающих.
— Ну, давай, начинай! — нетерпеливо кричит Ониловой один из бойцов ее пулеметного расчета. Но она не отвечает бойцу и не стреляет. Чужие головы все ближе. Кто-то оттуда, из темноты, выкрикивает пьяным голосом грубые ругательства на ломаном русском языке. Очереди автоматов стучат громко, точно стреляют над ухом. Только когда глаз выхватил из темноты силуэты идущих в атаку врагов, комсомолка Нина Онилова внезапным и сильным огнем начала свой первый бой.
Очередь за очередью... Огненные струи яростно хлещут вопящих, падающих и еще бегущих по инерции врагов. Бойцы расчета с трудом поспевают за пулеметчицей. Утихают автоматы, больше не слышно чужих голосов. Только «максимчик» все так же гневно и яростно вышивает на черном бархате ночи узорную огненную строчку. Утром Нина увидела свою работу: десятка четыре фашистских солдат и офицеров валялось в лощине».
25 августа противник бросил в бой все свои резервы. Когда немецкие солдаты подошли практически вплотную, Нина Онилова открыла огонь. Первая же очередь из «максима» скосила почти половину скопившихся на узком клочке земли солдат противника, и наступление захлебнулось.
Вскоре о стойкости и отваге Нины Ониловой знала вся Одесса. Вспоминал о том дне в своей книге «Осажденная Одесса» и вице-адмирал Илья Ильич Азаров, бывший в то время членом Военного совета Одесского оборонительного района: «Командир роты и командир батальона после боя пытались строго поговорить с Ниной, разъясняя, что допускать противника на такое расстояние нельзя. А в душе восхищались отвагой этой невысокой, остриженной под мальчишку девушки. Весь полк гордился Ниной. Бойцы звали её Анкой-пулемётчицей – уж очень похожа она была своим характером на чапаевскую Анку из кинофильма».
Однако противник не сдавался, предпринимая одну за другой попытки овладеть городом. Пулемёт Нины стоял непреодолимым заслоном для врага на самых опасных участках фронта. В ходе отражения очередного наступления Нина Онилова была ранена осколком мины в голову. Рана оказалась тяжёлой, и в родную часть Нина смогла вернуться только 11 ноября 1941 г. Приморская армия была эвакуирована из Одессы в Крым, за её плечами уже были бои на севере Крыма и отражение попытки взять Севастополь с ходу войсками 11-й армии под командованием Э. фон Манштейна. Когда молодая пулемётчица вновь вернулась в строй, противник готовился к первому штурму города. Сержанта (звание старшего сержанта будет присвоено в декабре 1941 г.) Н.А. Онилову назначили командиром пулеметного расчёта первой пулемётной роты 54-го стрелкового полка.
Одно из самых ожесточённых сражений боевого пути Нины произошло в ноябре 1941г. Полк оборонялся в районе хутора Мекензия, когда противник силой до батальона при поддержке четырех штурмовых орудий наносил удар в стык между частями 54-го стрелкового полка и 3-го полка морской пехоты. Пулемёт располагался на хорошо замаскированной и укрытой в проломе невысокой скалы огневой позиции. Интенсивный и губительный огонь, который вела Нина, не мог остаться незамеченным. Вскоре по огневой позиции ударила артиллерия, но поразить её не удавалось, и тогда в бой было брошено одно из штурмовых орудий. Его выстрел зацепил край скалы, и немцы решили, что расчёт уничтожен, после чего двинулись в направлении позиций противотанковой артиллерии. Не растерявшись, Нина схватила две бутылки с зажигательной смесью и одну за другой метнула во вражескую машину, которую тут же охватили языки пламени. Но времени ликовать не было. Увидев, что «пулемётчик» жив, немецкие солдаты открыли огонь и устремились к позиции пулемёта. Вскоре солдаты вошли в мёртвую непростреливаемую зону, и на огневую позицию упали две гранаты. В последние секунды Нина успела отбросить их обратно и вновь открыла огонь, заставив врага отойти назад. За этот подвиг Нину ОниловУ представили к ордену Красного Знамени.
В бою Нина Андреевна получила тяжёлую контузию, в связи с чем ей предложили эвакуироваться. Но она отказалась покинуть своих боевых товарищей.
Молодую комсомолку знал и любил весь Севастополь. Отважная и спокойная в бою, скромная и весёлая в личном общении, при этом беспощадная к врагу – таковой жителям и защитникам Севастополя запомнилась Нина. В городе все знали: там, где стоит пулемётный расчёт Нины Ониловой, враг не имеет шанса пройти.
В феврале 42-го года 54-й полк вёл ожесточённые бои с целью улучшить позиции и отбросить противника с захваченных в ходе второго штурма города рубежей. Несмотря на все усилия наших бойцов, враг успел хорошо закрепиться на захваченных позициях. Всё больше и больше становилось раненых, переполнивших медпункт, и не было возможности быстро эвакуировать их в тыл. Расчёту Нины Ониловой было поручено охранять медпункт. А 1 марта 1942 г. район оказался в полном окружении. Всё это время практически не смолкал пулемёт Нины Ониловой. Казалось, враг не сможет подступить к её позиции, но вот в пулемёте кончились патроны, упала пришедшая на помощь санинструктор Катя Коваль, сражённая осколками гранаты, а вскоре звякнул затвор на последнем патроне прикрывавшего Нину красноармейца Сыскова. Враг более не хотел рисковать и забросал позицию пулемётчицы гранатами.
Когда вскоре противника отбросили, бойцы обнаружили тяжелораненую Нину и красноармейца Сыскова, от которого и узнали подробности боя. Несколько дней военврачи боролись за жизнь девушки. В эти тяжёлые дни Нину навестили генерал-майор И.Е. Петров, командующий Приморской армией, и корреспондент ТАСС в Севастополе А.М. Хамадан. Последний оставил в своей книге «Севастопольцы» пронизывающие до глубины души строки об этой встрече: «Ну, дочка, повоевала ты славно, — сказал он чуть хрипловатым голосом. — Спасибо тебе от всей армии, от всего нашего народа… Весь Севастополь знает тебя. Вся страна будет теперь знать тебя. Спасибо тебе, дочка…
Нина Онилова закрыла глаза, ясная улыбка шевельнула ее губы и застыла навсегда».
В ночь с 7 на 8 марта 1942 г. Нина Андреевна Онилова скончалась от полученных ран в подземном госпитале Инкермана в возрасте всего 20 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1965 г. старший сержант Н.А. Онилова была удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно).

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.