СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Время поднимать паруса

Нетрудно догадаться, что туристическая отрасль в числе первых пострадала от пандемии коронавируса. Ее развитие, как пишут СМИ, под угрозой. Перспективы рынка туруслуг пока неоднозначны, его участники понесли серьезные убытки.
Мне не хотелось бы применять эти неутешительные выводы к Азову, поскольку в последние годы туризм у нас развивался довольно динамично и качество турпродукта значительно повысилось. Неужели положение настолько безнадежно или свет в конце тоннеля все же есть? Чтобы ответить на этот вопрос, я встретилась с начальником отдела развития туризма городской администрации Оксаной Кочевной.
На ее взгляд, прокатившийся по миру вирус – не повод мыслить в негативном ключе. Потенциал для развития отрасли по-прежнему велик, более того, сложившаяся ситуация открыла новые возможности и дала свои плюсы. Например, 5 июня указом президента Ростуризм передан в прямое подчинение правительству (прежде он входил в состав мин-транса, минэкономразвития и минкультуры), то есть стал, по сути, отдельной отраслью. Этот шаг одобрен Ассоциацией туроператоров России, которая считает его правильным и крайне важным для дальнейшего развития туриндустрии.
— Я давно осознавала, — говорит О.С.Кочевная, — что нужна отдельная отрасль и в муниципалитетах ею должны заниматься отдельные специалисты. Мною на основе многолетнего опыта работы создан в помощь им основанный на принципах частно-государственного партнерства мастер-план туристской территории «Гостеприимный город» —методическое пособие из сорока пунктов (дороги, указатели, освещение и пр), о каждом из которых я могла бы рассказывать часами.
Следует сказать, что в марте история с пандемией начиналась довольно мрачно. Известие о распространении ковида и первых принятых мерах безопасности застали специалистов азовского отдела развития туризма в Москве, где они должны были представлять наш город на Международных туристических выставках «Интурмаркет» и MITT. «Чувствовались напряжение и страх, — рассказывает О.С. Кочевная. – За день до открытия MITT, когда выставка была уже смонтирована, ее отменили. Многие планировали стать ее участником и понесли колоссальные финансовые убытки – стенды стояли пустые. Вернувшись домой, мы наблюдали, как туристическая отрасль приостановила свою деятельность, и боролись за то, чтобы хотя бы прибывающим в Азов командировочным разрешали проживать в гостиницах, для чего отрабатывали возможные схемы со штабом по контролю за распространением коронавирусной инфекции».
После вступления в силу ограничений профессиональное общение велось между коллегами по туротрасли в электронном формате, что следует рассматривать не только как необходимую, но и очень актуальную меру, поскольку цифровизация – устойчивый тренд нашего времени:
— Когда в России ввели лампочку Ильича, — говорит моя визави, — ретрограды тоже кричали: «Это от лукавого». Сейчас даже постиндустриальная эпоха осталась позади. Началась информационная эра. Мы не можем остановить прогресс. И если ты человек социальный, можно попробовать повернуть новые условия себе во благо.
Как никогда прежде, взаимодействие посредством интернета было насыщенным, продуктивным и разнообразным – вебинары, конференции, форумы, презентации. Целая неделя была предоставлена Ростовской области на федеральной электронной площадке «Вести туризма», чтобы громко заявить о себе. Российский государственный университет туризма и сервиса объявил о проведении престижных курсов повышения квалификации онлайн по направлению «эксперт по туризму», слушатели которых набирались на конкурсной основе – после подачи мотивационного творческого эссе. Со всей страны было подано 140 заявок. Отбор прошли десять человек, в том числе О.С. Кочевная.
Руководствуясь известным изречением «Дай человеку рыбу, и он получит пропитание на день, дай ему удочку – и он будет сыт всю жизнь», для участников городской туриндустрии Оксана Сергеевна организовала три обучающих тематических мероприятия (первые две встречи – в режиме онлайн) с содержательной и плотной повесткой дня, где делилась знаниями и наработками. Речь на них шла о новых тенденциях, важности развития гена гостеприимства, смещении прежних акцентов и многом другом. — Например, сейчас актуальна не турпутевка, а путешествие, не экскурсовод, а рассказчик, не обед, а угощение, не приевшееся понятие сувенир, а капсула памяти о путешествии. Бизнесу предложено создавать уникальное для всего в целом с выгодой для каждого.
— Для нас креативная экономика, — объясняет свой почин Кочевная, — как «Черный квадрат» Малевича. Вроде бы знаем — что это, вроде бы интересно, но из-за непонимания сохраняется дистанция… А сейчас очень важно осознанное развитие туристской дестинации и частно-государственного партнерства.
Подобное взаимодействие будет продолжено.
По мнению О.С. Кочевной, после пандемии продолжит расти число самостоятельных туристов — вместо прогнозируемых 30% к 2019 году их число уже увеличилось до 60%, по-прежнему интенсивно будут развиваться внутренний и въездной туризм. Причем ставки, очевидно, будут делаться на экологический туризм, поскольку у людей сохранится страх перед закрытыми помещениями, зонами – они больше будут ориентированы, например, на природные парки, базы отдыха. Можно предположить, что туристы станут более осторожными, требовательными к выполнению норм СанПиНа. Но не более того. Наш фаталистический менталитет и неиссякаемая жажда путешествовать, продиктованная глубинной подсознательной тягой к новым впечатлениям, сильнее страхов, порожденных пандемией.
Отвечая вызовам времени, участникам тур-отрасли следует искать новые подходы, решения, независимо от обстоятельств нацеливая себя на результат. Как гласит восточная мудрость, когда дует ветер перемен, не строй стены, а поднимай паруса…

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.