Название новой выставки в «Меценате» похоже на озорной вызов. «Я объявляю лето!»
— провозглашает художница Наталья Чекалина и вместе с ней – ее яркие, эффектные работы. И если бы даже приход самого долгожданного времени года зависел исключительно от этих слов, я вас уверяю, — оно бы непременно наступило. Разве можно устоять перед напором таланта и колоссальной силы фантазии?
Чекалинские вещи настраивают нас на игру, веселые проделки и жажду открытий. Их совершеннейшее очарование и ощущение страстной преданности художницы своему призванию располагают к вдохновенью, творчеству и фиксации впечатлений на холсте и бумаге. Не поддаться этому зову невозможно. Очевидно, потому Чекалина на церемонии открытия вместе с летом дала старт занимательному художественному квесту. Его участники – и дети, и взрослые – попытаются за три месяца перепробовать все, чем одаривает нас эта волшебная пора (смотреть на звезды, плыть в лодке, ходить босиком и прочие прелести — участникам выдано большущее, в 18 пунктов, задание!), итогом которой должна стать восхитительная стопка рисунков и фотографий. Победитель получит в качестве презента картину. А Наталья – обратную связь со своим зрителем и, вероятно, свежие замыслы, которые, возможно, приведут к новым поворотам в ее творческой судьбе.
Ремеслом художника Наталья Чекалина всерьез занимается с седьмого класса – тогда в местной газете появились первые ее рисунки. Потом были грековское училище и отделение живописи в пединституте ЮФУ, преподавание в художественно-гуманитарном колледже. Она занималась иллюстрированием книг, больших перекидных календарей и тетрадей. В настоящее время учительствует в Детской художественной школе имени Крылова в Азове.
Дипломная работа Натальи Чекалиной была посвящена произведениям Гофмана, что в какой-то степени определило и подход к творчеству, и те образы, атмосферу, что мы видим в необычных чекалинских творениях, в ее запоминающемся, узнаваемом стиле. Она создала целый мир, где живут розовые кошки и коты-аристократы, девочки-кентавры и девочки-воины, русалки, зайцы, гномы и феи. Причем кошки могут, запахнувшись в халаты, развалиться в креслах, как люди, а люди конструируются в обаятельных монстриков-кентавров. Мы получаем пространство причудливой фантазии, иногда фантасмагории и гротеска. В населяющих его существах великая выдумщица не только соединила человеческое и животное, но к романтичности, доброй иронии и безмятежности добавила что-то слегка тревожное, драматичное, разбавила общепринятое диковинкой и загадкой. Может я не права (мнение-то субъективное), но даже в ее нарочито «корявеньких», как она сама говорит, линиях, придающих рисунку непринужденность и шутливость, видится налет какой-то готической изломанности, очаровательная изощренность, что вносит иные смыслы в изображение, и оно становится дверью не только и не столько в детскую сказку, но и сказку для взрослых. Иногда странную, немного пугающую, но очень, очень привлекательную. Я не смогу описать ее до конца – что-то значительное остается неуловимым и ускользает от меня.
Больше всего в художнице меня поразила ее подвижническая, неразрывная связь с искусством. Она постоянно и с головой – в нем. Не рисует или лепит — так ведет творческий дневник или продумывает, как организовать пленэр с учениками, чтобы запомнился на всю жизнь и стал еще одним шажком туда – к вершинам мастерства. Она находится в непрерывном поиске и эксперименте, все ее органы чувств нацелены на то, чтобы помочь рукам выдать что-то совершенно новое или до донышка проработать варианты уже взятой темы. Так появляются серии рисунков – зайцев, русалок, гномов. Иногда точка отсчета для них берется, казалось бы, из ничего. Увидела в автобусе едущую с дачи колоритную старушку – и все. Постепенно фантазия превращает старушку в бабульку-барабульку, морскую жительницу с Золотой рыбкой на посылках и абсолютно счастливую дамочку. То задорную, то хулиганистую, то серьезную или коварную. Стоящую, летящую, ныряющую, плывущую на рыбине и с рыбиной в руках. Такое перетекание из образа в образ чем-то напомнило мне превращения из известного грузинского мультика – того, где, помните, героиня поет: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем!»?
Помимо графики еще один вид творчества, за который Чекалина, похоже, взялась всерьез и надолго, — живопись воздушным пластилином и скульптура. И выставка-то по большому счету задумана, чтобы показать зрителю живописные возможности этого необычного материала, очень приятного в работе («Я от него кайфую!»), душевного, передающего тепло созидающих рук: видно, как уложен буквально каждый «мазок». Пластилин Чекалина укрощает по двум направлениям: упрощая изображение, когда оно передается символично, как бы наброском, и усложняя, развивая пластилиновую «живопись», применяя чисто живописные приемы, такие как, например, лессировка, экспериментируя с фоном. Настоящей находкой стали пластилиновые картины на черном холсте. Действительно, это очень эффектно и необычно.
Более традиционные работы тоже не обходятся без новшеств. Кошачью пару художница писала пером и тушью, маслом и цветными карандашами по волнистому акриловому грунту.
Нынешняя выставка для Натальи Чекалиной – не только определенная ступень в творческом саморазвитии, итог, но и точка, с которой распахиваются новые горизонты, рождаются далеко идущие планы. Она уже сейчас продумывает выставку о советском прошлом. Идея ее создания, как и многие открытия, проекты художницы, зародилась совершенно случайно… при взгляде на ее же пластилиновую картину с тортом, напомнившим советский кулинарный изыск «Полянка». Посмотрим, что из этого выйдет! Думаю, от автора с неиссякаемой фантазией, неистощимой тягой к исследованиям можно ждать чего-то по-настоящему интересного и интригующего.
— На выставке будут экспонироваться также предметы из фонда «Изобразительное искусство» Азовского музея-заповедника, — рассказывает куратор выставочного зала «Меценат» Надежда Суворова. — Это графические и живописные работы известных современных донских художников: А. А. Харькова, С. В. Наумова, Л. Г. Ушаковой, М. В. Савченковой, Д. Н. Мясникова, И. В. Протопоповой. Среди них летние пейзажи, натюрморты и жанровые картины.
Выставка «Я объявляю лето!» будет работать с 1 по 22 июня 2024 года. Яркая, праздничная, интерактивная, она, безусловно, вызовет необычайный интерес у детей и их родителей, а также художников, искусствоведов и любителей изобразительного искусства, всех, кто любит лето и вспоминает свои каникулы.